Ключевые теги

Реклама

новости партнёров

Архив сайта

Реклама

Применение риск - ориентированного подхода в деятельности налоговых органов России

Добавлено: 18-03-2016, 16:30     Автор: admin     Категория: Рейтинги регионов

Применение риск - ориентированного подхода в деятельности налоговых органов РоссииСтатья опубликована в №29 (январь) 2016 Разделы: Размещена 31.12.2015. Филатова Ирина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры Экономика и Финансы; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Липецкий филиал   УДК 336.225.673 Любой экономический субъект, в том числе и ФНС и ее территориальные органы, имеют риски в своей деятельности. В настоящее время риск - ориентированный подход в деятельности контрольных органов России стал достаточно актуальным, и  налоговая инспекция России, а также ее территориальные органы используют его для  выбора кандидатов в целях налогового контроля. Этот подход основан на анализе предоставляемой налоговой отчетности и применении определенных критериев ее оценки. Такая тенденция сложилась в последние годы и уже позволила повысить эффективность контроля при снижении общего количества проверок. Исходя из возможности управления рисками, их принято делить на систематические и несистематические.

Систематические риски обусловлены действиями многообразных факторов, которые являются общими для всех экономических субъектов. То есть они не зависят от деятельности ФНС РФ и ее территориальных органов, а зависят, к примеру, от таких факторов, как падение цены на нефть, ухудшение политической обстановки в стране, что, как следствие, может привести к сокращению поступлений налоговых платежей в доходы бюджетов бюджетной системы РФ. Однако нельзя утверждать, что для каждого субъекта РФ падение цены на нефть повлияет одинаково. Как пример, можно отметить, что падение цены на нефть в большей степени повлияет на нефтяные регионы (Республики Башкортостан и Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменскую область, и др.) и как следствие, в этих субъектах РФ может сократиться объем поступлений в их бюджеты налога на прибыль организаций. В других субъектах РФ, где отсутствует добыча нефти, влияние такого фактора, будет незначительным и риск недополучения запланированных налогов в бюджеты будет минимальным. Поэтому влияние систематического риска для каждого конкретного субъекта РФ может быть различным. Поскольку ФНС оценивает эффективность деятельности территориальных налоговых органов, результативность показателей контрольных мероприятий имеет вероятностный характер, т. е. имеют место несистематические риски, которые полностью зависят и обусловлены действиями самих экономических субъектов - налоговых органов.  Риск - ориентированный подход в деятельности налоговых органов предполагает выявление рисков на всех стадиях контрольной работы при проведении камеральных проверок, предпроверочного анализа, выездных проверок, взыскания налоговых доначислений, досудебных и судебных разбирательств. На всех названных стадиях контрольной работы есть факторы, влияющие на результативность контрольных мероприятий и соответственно, влияющие на оценку эффективности работы контрольных органов (Таблица - 1).   Таблица 1 - Факторы риска налоговых органов  Контрольная работа является одним из показателей оценки эффективности деятельности налоговых органов.

Эффективность контрольной работы налоговых органов зависит от качества предпроверочного анализа, соответственно, от этого зависит и результативность налоговых проверок. Поэтому налоговые органы в настоящее время уделяют серьезное внимание на стадию предпроверочного анализа, который осуществляется в целях отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок. Если не уделять должного внимания качеству предпроверочного анализа, то результативность налоговых проверок в части выявления налоговых правонарушений и осуществления доначислений по результатам контрольных мероприятий будет низкой. Именно на данной стадии возникает риск невыявления сокрытых от налогообложения сумм при дальнейших мероприятиях налогового контроля. Риски при проведении предпроверочного анализа возникают из-за таких факторов, как не до конца налаженное эффективное сотрудничество с органами, обладающими информацией о налогоплательщиках, когда не в полной мере внедрены электронные современные методы взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками. От качественного предпроверочного анализа и от планирования контрольных мероприятий зависит эффективность проведения выездных налоговых проверок.

В настоящее время Федеральной налоговой службой разработана “Концепция планирования выездных налоговых проверок” [2]. Данная Концепция предусматривает проведение налоговыми органами оценки рисков по результатам деятельности налогоплательщиков по определенным критериям. На основе этой Концепции составляется план выездных налоговых проверок. С одной стороны, выездная налоговая проверка должна проводиться в отношении недобросовестных налогоплательщиков, допускающих существенные нарушения налогового законодательства, к которым относятся налогоплательщики, уклоняющиеся от уплаты налогов, и налогоплательщики, применяющие различные схемы уклонения от налогов. С другой стороны, налоговыми органами может и не проводиться выездная налоговая проверка в отношении добросовестных налогоплательщиков, однако и у них могут быть незначительные нарушения.

Поэтому следует повышать качество планирования налоговых проверок налогоплательщиков, отбираемых для проведения выездного налогового контроля, во избежание рисков невключения в план недобросовестных налогоплательщиков, совершающих существенные налоговые правонарушения. Поэтому необходимо усилить аналитическую составляющую контрольной работы налоговых органов.  Высокая эффективность налогового контроля определяется, в первую очередь, результатами выездных налоговых проверок. Однако сегодня предъявляется требование к налоговым органам по сокращению количества налоговых проверок и повышению к их результативности. И на сегодняшний день ФНС РФ успешно исполняет эти требования. В этом можно убедиться, проанализировав статистические данные, представленные на сайте ФНС РФ Таблица 2 [1]. Из данной таблицы видно, что количество выездных налоговых проверок с каждым годом снижается, при этом повышается их результативность. Именно поэтому особое внимание следует уделять организации и проведению отбора налогоплательщиков для включения в план выездных проверок. Таблица 2-Сведения об организации и проведении камеральных и выездных проверок При составлении плана контрольных мероприятий также важно охватить налоговыми проверками все отрасли экономики региона.

Однако в рамках действующей Концепции планирования выездных налоговых проверок этот аспект риск - ориентированного предпроверочного анализа не всегда возможен из-за разной отраслевой структуры региона. Одним из факторов риска является возможность коррупционной составляющей, при проведении мероприятий налогового контроля. Качество подготовки актов проверки является также одним из факторов риска, влияющих на эффективность деятельности налоговых органов. По окончании выездной налоговой проверки проверяющим составляется акт, в котором могут быть неправильно применены нормы налогового законодательства, могут иметь место некорректность формулировок нарушений, невнимательность при составлении актов. Подготовленность и профессионализм персонала налоговых органов здесь зачастую играют немаловажную роль. Причинами возникновения такого рода риска могут быть низкая оплата труда, текучесть кадров и, как следствие, низкий уровень квалификации сотрудников налоговых органов.

Следует также учитывать такой фактор, как качество подготовленности к судебным делам. Качество сбора доказательной базы, подготовки к судебным процедурам по стране в целом улучшилось, о чем свидетельствуют сокращение суммы уменьшенных платежей по решениям судебных и вышестоящих налоговых органов. Однако эта положительная динамика наблюдается не во всех федеральных округах. Причем случаи отмены решений налоговых органов вышестоящими налоговыми органами и судами в связи с отсутствием надлежащей доказательной базы продолжают иметь место. В заключении нужно отметить, что в целях совершенствования использования риск - ориентированного подхода при проведении выездных налоговых проверок необходимо: 3) использовать сведения и документы, имеющиеся в налоговом органе (в том числе по неотчетникам, сдающим нулевую отчетность, по сведениям из отдела камеральных налоговых проверок); 4) использовать электронный обмен документов между банками, таможенными и регистрирующими органами с целью оперативного получения информации.

Таким образом, применение данных критериев позволит более обоснованно отбирать налогоплательщиков для проведения контроля и позволит исключить организации, добросовестно уплачивающие налоги.  1. Грунина Д. К. Основы налогового администрирования. М.: ФА при Правительстве РФ, 2010. 2. Гусева Т. А. Совершенствование механизма проведения налоговых проверок и оформления их результатов Право и экономика. 2011. 3. Дадашев А. З., Лобанов А. В. Налоговое администрирование в Российской Федерации. М.: Книжный мир, 363 стр. 2012. 4. Официальный сайт ФНС России. URL: http://www. nalog.

ru. (дата обращения 20.11.2015) 5. Приказ Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" (с изменениями и дополнениями) (в ред. Приказов ФНС РФ от 10.05.2012 N ММВ-7-2/297@) . URL: http://.garant. ru (дата обращения: 20.11.2015) Рецензии: 2.02.2016, 6:54 Рецензия : интересный подход и выводы по работе, рекомендуется к печати Комментарии пользователей:

Комментариев: 0   Просмотров: 31
[rating]
[/rating]

Видео-бонус:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.