Ключевые теги

Реклама

новости партнёров

Архив сайта

Реклама

Проблема налогового планирования и минимизации налоговых платежей в организации и методы её решения

Добавлено: 18-03-2016, 16:30     Автор: admin     Категория: Рейтинги регионов, Варианты публикации

Проблема налогового планирования и минимизации налоговых платежей в организации и методы её решенияСтатья опубликована в №27 (ноябрь) 2015 Разделы: Размещена 30.11.2015. Последняя правка: 30.11.2015. Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет «Московского Энергетического Института» в г. Смоленске Виноградова Алла Владимирована, кандидат экономических наук, доцент Смоленского филиала национального исследовательского университета «МЭИ» УДК 336.025 В условиях современных экономических кризисов, снижения жизненного уровня населения и, как следствие, спроса на производимую продукцию растут издержки организаций. Поэтому сегодня перед организациями, особенно субъектами малого и среднего бизнеса, остро стоит вопрос оптимизации налогообложения путём уменьшения налоговых платежей и недопущения штрафных санкций. Как правило, под налоговой оптимизацией понимают целенаправленные действия налогооблагаемого, направленные на уменьшение его расходов, производимых им в виде сборов, пошлин, налогов, и других обязательных платежей. Минимизации налогов - это ­ термин, который может ввести в заблуждение. В действительности, целью должно быть увеличение прибыли организации после налогообложения, а не снижение налогов. В итоге складывается ситуация, когда корпоративные менеджеры, целью которых  должно быть увеличение размеров чистой прибыли при помощи бухгалтеров, финансовых консультантов и  юристов, зачастую прилагают серьёзные усилия, для того, чтобы снизить объём «налогооблагаемой прибыли» [1]. Снижение налоговых выплат только на первый взгляд приводит к росту прибыли организации.  Данная зависимость редко является непосредственной и  прямо пропорциональной.

  Таким образом,  ключевой целью минимизации налогов будет увеличение всех финансовых ресурсов организации, а не просто снижение какого-­нибудь налога как такового. Это даст возможность избежать «переплаты» налогов в каждый отдельный период, пусть незначительно, но, как известно, сегодняшние деньги гораздо важнее завтрашних. Система налогового планирования в каждой организации устроена по-разному. В ряде организаций для этого есть специальная служба, в других организациях налоговым планированием занимается главный бухгалтер, а где-то эта функции лежат на генеральном директоре. Согласно исследованиям Интерком-Аудит в 38 процентах случаев решение сэкономить принимает генеральный директор компании или собственник бизнеса.  В остальных случаях чаще всего этим занимаются финансовый директор (25%) и главный бухгалтер (24%). И только в 11 процентах из всех опрошенных организаций, имеет место привлечение  специалиста по налоговому планированию.

Также в результате исследования было выявлено, что такие налогоплательщики имеют склонность к более масштабным способам налоговой оптимизации, позволяющим быстро и значительно сэкономить. Среди тех организаций,  для кого приоритетна экономия более 1 млн, большая часть – производственные организации среднего уровня. Остальных интересует экономия в более скромных размерах. По схемам налоговой оптимизации отечественные организации поделились примерно поровну.

Около 46 процентов организаций либо непрерывно используют различные схемы, либо прибегают к ним разово, но только для значительной экономии, а  54 процента вообще не связываются с ними, но не теряют возможности выгодно оформить операцию [2]. Использовать схемы минимизации налогов в условиях жесткой конкуренции вынуждены даже добросовестные налогоплательщики. Отказ от налоговой оптимизации, как одной из ключевых частей налогового планирования зачастую ведёт к негативным последствиям Причем, нужно отметить, что необходимость в налоговом планировании у организации прямо связана со  степенью налоговой нагрузки. Сейчас, используется большое количество методик, которые позволяют определить требуемый показатель. В качестве самой распространённой методики используется порядок вычисления  налогового бремени на организации, разработанный Минфином России, из которого следует уровень налоговой нагрузки — это отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации [3]. Следует отметить, что данный расчет не даёт возможности выявить связь между изменением структуры налогов и показателем налогового бремени.

Рассчитанная по этой методике налоговая нагрузка характеризует только налогоёмкость продукции (работ или услуг), произведенной организацией, и не  может дать реальной картины налогового бремени налогоплательщика Изменение налоговой нагрузки происходит под влиянием методов минимизации налогов.  Вероятность возникновения налогового риска может отличаться. Чтобы понять, как уменьшить эту вероятность, нужно обратиться к арбитражной практике. Высший Арбитражный Суд России издал постановление, в котором чётко определил принципы правильной оптимизации (постановление Пленума ВАС России от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды») [4]. Доктрина деловой цели, описанная в этом Постановлении, позволяет понять истинный смысл оптимизации и способоы, которые позволяют избежать налоговых рисков, с ней связанных. Другими словами, любая сделка должна быть максимально прозрачной и по возможности ее зарождение должно чётко и поэтапно прослеживаться с самого начала.

В случае, если все элементы  чётко прослеживаются и не вызывают подозрений, то организация имеет возможность использовать любые виды  вычетов и  налоговых льгот, предусмотренных Налоговым кодексом, в том случае, если условия ее деятельности подпадают под условия, необходимые для этих льгот. Таким образом, снижение налоговой нагрузки требует от организации не просто краткосрочного снижения конкретного налога, а построения долгосрочной налоговой политики, которая, при своевременном учёте налоговых рисков, а также использовании различных методов налоговой оптимизации и их влияния на налоговую нагрузку, приведёт к увеличению финансовых ресурсов организации. 1. Башуева И. С. Кто и как организует в компании процесс налогового планирования // Практическое налоговое планирование: электрон. журн.

2010, №10: [сайт]. URL: http://e. nalogplan. ru/article. aspx? aid=223199 (дата обращения: 15.10.2015). 2. Бунько В. А. Налоговый менеджмент организации [Электронный ресурс] Менеджмент в России и за рубежом, 2009, №3, с. 68-70: [сайт]. URL: http://www. mevriz. ru/articles/2009/3/5541.html (дата обращения: 10.10.2015).

3. Гусева Т. А. Концепция налогового планирования.//Налоги. 2007. №10. С. 4. Налоговая нагрузка и экономические интересы предприятий // Финансы. 2001.

№ 5.. 29-31 с. Рецензии: 30.11.2015, 20:32 Рецензия : Рекомендую подумать над названием статьи. Статья должна отражать не только проблему, но и пути ее решения. 1.12.2015, 18:49 Рецензия : Статья соответствует требованиям и может быть рекомендована к опубликованию. Комментарии пользователей:

Комментариев: 0   Просмотров: 38
[rating]
[/rating]

Видео-бонус:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Карта