Ключевые теги

Реклама

новости партнёров

Архив сайта

Реклама

ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ДИСЦИПЛИНАМ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «МЕНЕДЖМЕНТ»

Добавлено: 18-03-2016, 16:30     Автор: admin     Категория: Варианты публикации, Бумаги компаний РФ

ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ДИСЦИПЛИНАМ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «МЕНЕДЖМЕНТ»Статья опубликована в №20 (апрель) 2015 Разделы: , Размещена 03.04.2015. д. э.н. УДК 378.147 Объектами профессиональной деятельности будущих менеджеров являются процессы управления и реализацииуправленческих решений в организациях различных организационно-правовых форм, а также в органах государственного и муниципального управления. Успешная реализация карьеры выпускников обусловлена такой вузовской подготовкой, которая обеспечивает формирование общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных или профессионально-прикладных компетенций, связанных с их будущей профессией. В ФГОС ВО предусмотрено, что при разработке и реализации общеобразовательных программ по направлению Менеджмент вуз должен ориентироваться на конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник, исходя из потребностей рынка. Подготовить квалифицированного специалиста, обладающего умениями и навыками организационно-управленческой; административной; информационно-аналитической и предпринимательской работы без активных и интерактивных элементов учебного процесса представляется весьма проблематичным. Интерактивные методы обучения в ВУЗе – это средства включения в процесс освоения и приобретения знаний всех участников обучения, путем активизации взаимоотношений студентов во время занятий, как с преподавателями, так и друг с другом. Основная роль при этом отводится учащимся, а роль преподавателя сводится к мотивации их работы на достижение основных целей конкретного учебного занятия.

Критерием эффективности ИФО можно считать достигаемый уровень усвоения материала и сохранности приобретенных знаний, умений и навыков на долгое время [4]. Факторами эффективности интерактивных видов учебных занятий является то, что помимо услышанного, например, на обычной лекции, при активизации обучения включаются механизмы выполнения реального действия: имитации реальной действительности; театрализованного выступления; участия в дискуссии; наблюдения за конкретным действием; а также просмотр видео; демонстрация слайдов и анимации в системе мультимедиа и др. (рис. 1). Весь набор этих факторов можно объединить в несколько групп в зависимости от уровня их абстрагирования, т. е. степени отвлечения в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей изучаемого объекта с целью выделения их существенных, закономерных признаков. В первую группу включим факторы воздействия, связанные с примитивным чувственным восприятием, например, чтение, слушание. Это один из основных процессов умственной деятельности человека, опирающийся на знаковое опосредствование, поскольку лишь обращает внимание слушателей на существующие явления и проблемы Вторая группа – это факторы более высокого уровня абстрагирования (просмотр видео, рисунков, слайдов). При включении их в процесс обучения акцент делается на конкретные свойства и поведение изучаемого предмета, и главные аспекты проблемы. Ещё выше уровень воздействия факторов, входящих в третью группу (знакомство с образцами, наблюдение за явлениями, процессами), поскольку при этом студенты отвлечены от не связанной с рассматриваемой темой информации, и сосредоточены на очень узкой тематике, которую изучают с позиций выявления свойств и отношений ей присущей. Факторы, входящие в четвёртую группу, объединены по их способности активизировать и стимулировать учебный процесс путем вовлечения студентов в дискуссии и выступления. Во время этих занятий студенты участвуют в обсуждении проблем в рамках темы, что способствует усилению мыслительной деятельности и запоминанию материала через ассоциативные механизмы памяти.

Пятая группасостоит из факторов воздействия на обучающихся через   мысленное выделение, вычленение некоторых элементов познаваемой предметной области и отвлечение их от прочих элементов данной области знаний. При этом умственная деятельность студента направляется на объект рассмотрения, включая существенные принципы и закономерности его функционирования и развития. В результате воздействия группы факторов менее абстрактных и более конкретных (1 группа факторов, рис 1) студенты приобретают способность воспроизводить элементарные действия (определять, описывать, пояснять). Группа факторов более высокой абстракции (группа 2 и 3) стимулирует напряжение памяти и мыслительной деятельности. К таким действиям относятся: демонстрация  образцов, изучаемых объектов, явлений; применение методов и средств аналитической работы; выполнение процессов, требующих повышенных знаний и умений.  Факторы более высокого порядка абстрагирования (группа 4 и 5) ещё больше повышают эффективность обучения, помогая выполнять такие высокоинтеллектуальные задачи, как анализ тех или иных явлений и систем; разработка и принятие решений; создание моделей и конструирование объектов; экспертное оценивание процессов, проблем, целей и задач.

Таким образом, занятия, проводимые в интерактивном режиме,  помогают формировать компетенции и их элементы, в том числе: - учат уважению права каждого на собственное мнение, его достоинства; - формируют у студентов профессиональные компетенции и конструктивные идеи, мнения, отношения, профессиональные и жизненные навыки. Для успешного решения этих задач необходимо соблюдать ряд принципов подготовки, организации и внедрения интерактивных форм обучения (Табл. 1). Для внедрения интерактивных форм обучения студентов университета дисциплинам в рамках направления Менеджмент были выбраны те, которые наиболее эффективны при создавшихся в вузе условиях и отвечают требованиям программ обучения [1]. При этом учитывалась специфика общеобразовательных программ и учебных дисциплин, а также регламентации, предусмотренные образовательными стандартами. Формы активизации учебного процесса в вузе должны удовлетворять следующим требованиям: - ИФО должны быть непродолжительными по времени, т. к. ограничены сеткой часов учебных занятий и их академическими рамками; - процесс подготовки ИФО отличается повышенной трудоёмкостью; насыщенной информационной, документальной и технической оснащенностью; - современный уровень развития информационных технологий обязывает применять электронные средства обучения, такие как программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся, электронные тренажеры, программные средства для математического и имитационного моделирования, информационно-поисковые справочные системы, электронные учебники, экспертные обучающие системы, средства автоматизации профессиональной деятельности,  интернет; - желательно проводить психологическое и профессиональное тестирование для формирования команд и групп студентов, выполняющих коллективные задания; - необходимо выделять специальное время на презентации, обсуждение и оценку заданий в интерактивной форме; - очень важно умение преподавателя направлять в нужное русло и стимулировать активность студентов. -  дискуссии по докладам, подготовленным студентами на заданную тему, во время которых студенты оппонируют мнению собеседника, аргументируя свои позиции. Формируют способность осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания (компетенция ОПК-4) [2]; - имитационное моделирование. Модели, применяемые во время занятий, описывают управленческие и бизнес-процессы так, как они проходили бы в действительности и развивают способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2) [2]; - разбор, анализ и принятие решений по  бизнес-ситуациям в конкретной среде и системе взаимоотношений, помогающие трансформировать проблему в набор решаемых бизнес-задач. При этом студенты обучаются методам принятия решений при управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ОПК-6) [2];у нихформируетсяспособность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли (ПК-7)[2]; - бизнес-симуляция, т. е. разработка интерактивных моделей экономической системы по управлению компанией. Развивает способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-5)[2] и способность участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений (ПК-6) [2]; - деловые игры (ДИ) как средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности менеджера (в том числе, кризисных) методом поиска новых способов решения управленческих и хозяйственных задач в организации.

Поскольку ДИ являются системной и комплексной формой интерактивного обучения, они обладают многофакторным воздействием на формирование целого ряда компетенций. Например, таких, как владение навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач; владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций; владение навыками  стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности; умение применять основные методы финансового менеджмента; способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений и др.[2, 3]. - вебинары, - это интерактивные семинары, которые направлены на обеспечение взаимосвязи и общения через интернет в онлайн режиме при изучении учебной дисциплины. Вебинары предоставляют как студентам, так и преподавателям множество возможностей. Во время аудио и видео общения, на экранах отображаются фотографии выступающих. Весь вебинар записывается на компьютер, а его данные сохраняются. Процедуру управления любыми дискуссиями, обсуждениями, спорами и учет статистики можно предварительно настраивать. Всем участникам предоставляется возможность общения в реальном времени. Для демонстрации графиков, рисунков, набросков, статистических диаграмм руководитель вебинара располагает доской и инструментами для рисования.

Таким образом, использование ИФО требует большой подготовительной работы, связанной с разработкой сценариев, вспомогательных материалов, технологии проведения; с изучением теоретического материала и разбором проблемных вопросов на заданную тему. При этом, преподаватель выступает в различных качествах, являясь, образно выражаясь, «сам себе режиссёром», что требует от него больших, как моральных, так и физических  сил. Эффективность ИФО зависит от качественной подготовительной работы и умения преподавателя стимулировать активность студентов и их вовлеченность в процесс. Опыт внедрения ИФО в учебный процесс выявил следующие трудности их проведения: -  не всегда достигается главная цель ИФО, а именно, вовлечение в процесс всех учащихся ввиду их различной теоретической подготовки и заинтересованности в результатах; - для повышения эффекта  от занятий в интерактивной форме  желательно проводить их с ассистентом, как лабораторные работы. 1.Короткова Т. Л. Исследования в менеджменте. Пособие для магистров. М.: Курс: ИНФРА-М, 2013. 256 с. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (уровень магистратуры). 4. http://www. openlesson. ru/ О профессоре ДЕЙЛЕ, его «конусе опыта» и «пирамиде обучения», предложенной его последователями. Рецензии: 3.04.2015, 22:34 Рецензия : Статья рекомендуется к опубликованию.

4.04.2015, 17:21 Рецензия : Интересная статья. По степени актуальности, новизны, практической ценности статья рекомендуется к опубликованию. 5.04.2015, 17:17 Рецензия : Интересная, полезная статья. Рекомендуется к опубликованию. 5.04.2015, 23:03 Рецензия : Статья рекомендуется к опубликованию.

Основания: 1.Интерактивные методы являются предметнами по своему приложению. 2.В сфере икономического образования они дают возможность повысить ниво комуникативного баланса между субектами... 3.Стиль автора убедителен, в контекстуальном аспекте дает нужные научные доводы. 4.Подобная стаьтя имеет возможности для етапной верификации и апробации на основенапример дидактического експеримента. 6.04.2015, 8:34 Рецензия : Статья интересна и актуальна. Содержание и структура работы соответствует указанной теме. рекомендуется к печати. Комментарии пользователей:

Комментариев: 0   Просмотров: 36
[rating]
[/rating]

Видео-бонус:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
rss
Карта