Ключевые теги

Реклама

новости партнёров

Архив сайта

Реклама

Философские аспекты проблемы истины в современном обществе

Добавлено: 18-03-2016, 16:30     Автор: admin     Категория: Бюджетный комитет

Философские аспекты проблемы истины в современном обществеРазделы: Размещена 05.06.2015. Последняя правка: 05.06.2015. Философские аспекты проблемы истины в современном обществе. Студент очной формы обучения, кафедра социологии Александрова Ольга Степановна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и религиоведения, Владимирский Государственный университет Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых УДК 1.111.8 Прежде чем изучать даннув контексте современного времени, необходимо обозначить актуальность темы работы. Во-первых, значимость данной темы обуславливается тем, что все проблемы, касающиеся определения критериев истины, интересовали и интересуют абсолютно разных людей, как по возрасту, так и по принадлежности к какому-либо классу или слою населения, не говоря о виде деятельности человека.

Во-вторых, истина и её критерии интересуют людей ещё с глубокой древности, а так же по сей день. Поэтому можно с уверенностью сказать о том, что тема исследования является актуальной и при изучении данной проблемы необходимым будет обращение ко многим источникам, в которых содержатся мнения различных учёных и философов по теме истины. При рассмотрении темы моей работы, следует разграничить два вопроса: «Что такое истина?» и «Что такое критерий истины?».  Для начала ответим на первый вопрос.

Истина – это гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной (или истиной), если она соответствует предмету[2]. Ответом на второй вопрос будет являться своеобразная формулировка методов, которые позволят отличить истинную мысль от ложной, ведь критерий истины есть способ, благодаря которому и устанавливается истинность того или знания. Проблема критерия истины имеет неоспоримое значение, как и для познавательной деятельности человека, так и для научного познания. Возможность потенциальной проверки определяет специфическую черту научной истины. Это и предполагает знание метода, прибегнув к которому проверка сможет быть осуществлена.  Актуальность проблемы критерия истины очевидна и не подлежит сомнению. Но, имеет ли отношение к данной проблеме сама философия? Должна ли именно эта наука заниматься этой проблемой?

Некоторые философы считают, что нет. Так, К. Поппер, основываясь на семантической теории истины А. Тарского, которая даёт лишь дефиницию истин, но не её критерий, делает следующий общий вывод: «Не существует критерия истины, и мы не должны ставить вопрос о таком критерии»[3]. Проблема критерия, по сути своей, решаема, но не теорией познания, а только конкретными науками. Исследуя данную проблему, полезным будет обращение к тем информативным источникам, которые позволят раскрыть проблему истины в современном обществе. Проблема истины конкретно в философии является центральной во всей теории познания. Она является элементом самой сущности, а так же одним из самых значимых понятий мировоззрения. Но, в свою очередь, проблема истины в философии и науке является немало сложной. Большая часть существующих ныне научных теорий обсуждаются со стороны признания их заблуждениями, которые будут опровергнуты со временем. Поэтому нельзя объективно оценивать проблему истины в философии, ссылаясь лишь на определённые концепции учёных и философов прошлого. На всех этапах развития люди обладали только относительной истиной, как неполным знанием, которое содержит в себе многие заблуждения. Осознание того, что истина относительна, есть бесконечность процесса познания мира, его огромность и безграничность.

Проблема истины в философии заключается в определении более правдоподобного объяснения существующему, поэтому так требуется вера в свои собственные силы и возможности. Есть место убеждению о том, что истинно то, что на самом деле полезно. Конечно, истина полезна всегда, даже в те моменты, когда она неприятна. Но есть и обратное убеждение о том, что полезное всегда есть истина. Прибегая к данному подходу, можно рассуждать так, что абсолютно любая ложь, если она будет полезна субъекту, может быть истиной. В центре всегда оказывается польза конкретного субъекта.

На практике же, мы сопоставляем знание с объектом, после чего устанавливаем, на самом ли деле оно соответствует объекту. Практика приоритетнее теории, так как она есть знание, пусть и предметное. Практика как критерий истины является абсолютной, но в то же время относительной. А истина – это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф. Бэкон, «Знание – сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание»[1]. Одной из проблем истины в прошлом и настоящем временах является отдельное знание каждой исторической эпохи, содержащей в себе элементы истины, так как оно имеет лишь объективное содержание. С одной стороны, истина – это то, что существует на самом деле, то, что соответствует сознанию каждого из людей. С другой, истина – это некий договор, соглашение, ведь она как объективна, так и субъективна, так же как одновременно она является абсолютной и абстрактной. Таким образом, проблема критерия истины имеет исключительно важное значение для деятельности человека и научного познания.

Что касается современного общества и философского аспекта проблемы истины, то здесь актуальность темы так же обусловлена тем, что проблема является центральной во всей теории познания. Говоря о том, что проблемы истины в современном обществе имеют место быть, важно обратить внимание именно на философские аспекты данной проблемы. Человека всегда интересовало и притягивало то, что, по его мнению, истинно. Но в современное время, когда человечество обладает изобилием информации, мнений и источниками, трудно разграничить истинное и ложное. На голову «сваливаются» порой ненужные данные, СМИ со всех сторон трактуют свои мнения, и простому человеку тяжело абстрагироваться от такого количества потоков мнений и принять собственное решение, основываясь на внутренних выводах о том, что истина, а что нет. Выводом из размышлений о философских проблемах истины в современном обществе может послужить рассуждение о том, что проблема есть и не одна. Истина сталкивается с целым множеством проблем перед тем, как реализоваться в сознании человека. Важно объективно и реально воспринимать ту информацию, которая поступает из вне, и делать объективные выводы об истине.

Здесь, прежде всего, всё зависит от конкретного человека, от окружения, в котором он находится, от семьи, которая дала ему воспитание. Именно поэтому так важно уметь учитывать мнения других, при этом самому отличать истину от ложи.         1. Батищев Г. С. Истина и ценности // Познание в социальном контексте. — М.: ИФ РАН, 1994. 2. Бэкон. Ф. Сочинение в двух томах, т. 2. М., 1972. 3. Гадамер Х. Г. Что есть истина? // Логос. Философско-литературный журнал.

Вып. 1. М., 1991. 4. Ильин И. А. Социальная философия: материалы российского семинара — СПб., 1993. 5. Мамчур Е. А. Образы науки в современной культуре. — Москва: «Канон+», 2008. 6. Чудинов Э. М. Природа научной истины. — М.: Политиздат, 1977. Рецензии: 5.06.2015, 10:16 Рецензия : Содержание статьи эклектично, авторы весьма поверхностно рассматривают представление об истине: есть и прагматический аспект, и объективно-, субъективно-идеалистический, вывод об истине носит экзистенциальный характер. Однако совершенно не ясно, как логически эти аспекты связаны между собой, в чем их единство, в чем различие, наконец, не представлена авторская оценка истины и ее критериев. Рекомендую доработать статью, выделив характеристику истины в различных направлениях, сформировавшихся в истории философии, обосновать авторскую концепцию истины или аргументировано согласиться с той, которая уже представлена в конкретном философском учении.

5.06.2015, 11:38 Рецензия : Адибекян Оганес Александрович. Тема статьи завидно масштабная и не для одной малогабаритной статьи. Вопрос об истинности или ложности содержания понятий и суждений возник при отступлении мифического сознания и подходе религиозного. Но религии представили себе это как совпадение того, что высказывается людьми с тем, что определено мировыми духами, небом с закладкой сведений в душу человека. Когда по составу религиозных воззрений стал ощущаться "брак", тогда и была рождена философия.

Но у этого вида знаний более легкого вопроса не оказалось. Сложность была в том, истину определяли и получением выгод, ложность угождала не меньше. Русской православной церкви невыгодно соглашаться с тем, что бог - измышление, а атеисты все никак не соглашаются с тем, что более совершенной истины нет. В предлагаемой статье таких важных сведений нет. Но, если бы они были бы, читателей стало бы больше. Ведь людей волнуют иллюзия, воображение, свобода сочинительства, гипотеза, реализуемость планов, что превращает неистину в истину и т. д. Все это не для одной статьи.

Со мной не согласятся те, кто только, только приступает к изучению философии сознания, познания. 9.06.2015, 23:30 Рецензия : Необходимо сузить тему и сформулировать ее таким образом, чтобы она отражала конкретное приращение знания. ( Понятно, что автор студент, но научная статья предполагает именно авторский подход или авторское решение, или авторскую трактовку, то, что вкладывают в понятие "авторская новизна". )И тогда выявится и актуальность, и выводы. Также необходимо обратить внимание на стиль. В том виде в каком это представлено - это реферат, но не статья. Комментарии пользователей:

Комментариев: 0   Просмотров: 38
[rating]
[/rating]

Видео-бонус:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Карта