Ключевые теги

Реклама

новости партнёров

Архив сайта

Реклама

Творческая манера журналиста Андрея Колесникова

Добавлено: 18-03-2016, 16:30     Автор: admin     Категория: Работы в Москве

Творческая манера журналиста Андрея КолесниковаСтатья опубликована в №29 (январь) 2016 Разделы: Размещена 29.01.2016. Последняя правка: 29.01.2016. Засорина Татьяна Николаевна, преподаватель кафедры теория журналистики, Южный Федеральный Университет УДК 070.1 Андрей Колесников является одним из ведущих российских журналистов, мастером жанра "репортаж", с 1996 является специальным корреспондентом газеты "Коммерсантъ", с 2001 года входит в президентский пул, написал множество книг. От других журналистов отличается тем, что его нельзя назвать ни оппозиционным журналистом, ни официозным. Часто его репортажи - на грани дозволенного, в них с юмором и иронично описывается деятельность Владимира Путина. Такая позиция роднит его с шутом, который всегда был рядом с властью, и ему было можно шутить над тем, о чем другим говорить не позволялось. С одной стороны, Колесников информирует, а с другой стороны, развлекает читателя.

Его политические репортажи являются самыми читаемыми в газете "Коммерсантъ". Популярность журналиста настолько велика, что его материалы сначала помещают в печатную версию газеты, а только через время на сайт издания. Таким образом, издательский дом повышает привлекательность печатной версии, что способствует росту продаж, несмотря на существования более оперативной интернет-версии. Ученый и практик Владимир Тулупов выделяет три типа журналистов, в зависимости от их роли: Колесников относится к третьему типу, он работает в жанре развлекательного политического репортажа, так как в его текстах присутствуют элементы комического. Журналист одновременно и информирует аудиторию об актуальных событиях, и развлекает читателей "Коммерсанта". Жанр Колесникова трудно определить. С одной стороны -это репортаж, но есть и фрагменты интервью и элементы фельетонистки.

Комическое - это естественные события, объекты и возникающие между ними отношения и вид творчества, суть которого сводится к сознательному конструированию некой системы явлений или понятий, а также система слов с целью вызвать комический эффект. [4] Ученый Юрий Борев отмечает, что комическое порождает социально-окрашенный, значимый высокий смех. [2] Колесников смеётся над властью, а значит - это смех социально-окрашенный, близкий к сатире. Хотя представители оппозиции склонны относить его статьи скорее не к сатире, а к юмору, при чем излишне добродушный по отношению к лидеру страны и правящей элите. На взгляд оппозиционеров, Колесников не столько критикует власть с помощью эзопова языка, сколько делает её представителей более человечными, немонумунтальными, а значит более понятными и привлекательными.

Теоретик искусства Богдан Дземидок в книге "О комическом" выделяет следующие приемы создания комического: преувеличение, пародирование, гротеск, травестировка, преуменьшающее окарикатуривание, темп, отклонявшийся от обычного, неожиданные сближение и сопоставления явлений, острота, основанная на сопоставлении несоизмеримых явлений, анохронизмы, несоответствие внешнего вида психофизическому проявлению индивидуальности, иронические высказывания, несоответствие между формой и содержанием, неестественное повторение явлений, нарушение логических норм, недоразумение, абсурдистский диалог, нелепые высказывания. [4] Под авторским "я" Андрея Колесникова мы будем понимать приемы комического, которые он использует в своих текстах, а маску шута мы рассмотрим как набор определенных целей. Шут - острослов и шутник, специально содержащийся при дворце или при богатом барском доме для развлечения господ, гостей забавными выходками. [11] У шута была некоторая свобода, он нарушал нормы и приличия, и это не имело для него никаких последствий. Обществу всегда были необходимы шуты, те, кто будет остроумно говорить правду. Один из самых известных - Иван Балакирев, который был при Петре Первом.

Часто шуты были влиятельны, имели большое влияние на царя и придворную элиту. Академик Дмитрий Лихачев отмечал, что шут - "это часто человек очень умный, но делающий то, что не положено, нарушающий обычай, приличие, принятое поведение, обнажающий себя и мир от всех церемониальных форм". [10] Мы проанализировали 60 материалов Колесникова и пришли к выводу, что чаще всего в его текстах встречаются такие приемы: травестировка, иронические высказывания, нарушение логических норм, несоответствие внешнего вида поведению, характеру выполняемой деятельности, пародия. 1) Травестировка - уничижение, вульгаризация явлений, которые считаются достойными, заслуживающими уважения или даже преклонения. [4] Литературовед Михаил Бахтин отмечает, что "смех снижает и материализует".

[1] "Вряд ли президент РАН хотел, чтобы Владимир Путин зевнул именно в этом месте. Но вышло это именно так". [7] Этот прием комического соответствует цели шута - низвергать. Шуту можно было то, что нельзя другим, например, осмеивать власть.

Злоязычный фигляр легко превращал возвышенное в низменное. [12] 2) Иронические высказывание: сущность иронии сводится к тому, что мнимое одобрение или порицание является завуалированным порицанием или упреком и наоборот. [4] Путин: "Совсем ничего не делать тоже не очень правильно" (то есть в целом верно, но не до конца.— А. К.) [8] Цель шута - избежать агрессии со стороны правителя за счет завуалированного смысла. 3) Нарушение логических норм: это относится и к авторскому повествованию, и к речи героя, и к конструкции диалога, и к мотивировки поступков и событий. [4] "Ясность внес господин Григорьев, сообщивший, что год литературы в России открывается в соответствии с лунным календарем, то есть вовремя". [5] Целью шута было показывать бессмысленность и нелепость мира.

В данном примере Колесниковым используется приём абсурда. 4) Пародирование - это подражание оригиналу. Колесников цитирует речь президента: "В общем, все нужно делать ширше и глыбже,— понял он". [6] Президент пародирует простонародную речь. Цель шута - лицедействовать. «Лицедеи жизни» и «нарушители спокойствия» воплощали известную свободу действий и слова, свободу пародирования, стоявшую над общепринятыми обычаями и моральными нормами. [3] 5) Несоответствие внешнего вида поведению, характеру выполняемой деятельности. "И вот еще что: теперь я знаю, как храпят японки". [9] Это цитата из репортажа, посвящённого официальной встречи четырёх президентов в рамках Минских переговоров.

Журналист подмечает детали, которые не соответствуют серьезности происходящего. Указывать на нелепости, разнообразные нестыковки, организационные просчеты, "фирменная" черта творчества Андрея Колесникова. Он сближает журналистику с хаотичной реальностью, которая всегда менее организованна, чем классический репортаж или корреспонденция. Цель шута - развлекать, указывая на несоответствия. Записной шут мог бросить вызов однозначной серьезности и официальной обрядности.

[3] Из всего многообразия приемов комического Колесников наиболее часто использует: травестировку, иронические высказывания, нарушение логических норм, несоответствие внешнего вида поведению, пародию. Эти приемы соответствуют целям придворного шута (низвергать, избегать агрессии за счет завуалированного смысла, показывать абсурдность мира, лицедействовать, развлекать). Андрей Колесников использует маску "шута" в авторском "Я", это обусловленно общей задачей не только информировать аудиторию, но и развлекать ее, а также, соблюдая дистанцию, критически описывать действия власти. Журналист, подобно шуту, говорит правду, подмечает нелепые ситуации и абсурд происходящего. Колесникову дана свобода и возможность критиковать власть без всяких для себя последствий. Журналист делает это остроумно, используя разнообразные приемы комического. 1. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. - М.: Художественная литература, 1990 2. Борев Ю. Б. Комическое, или О том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия.

- М.: Искусство, 1970 3. Даркевич В. П. Народная культура средневековья: светская праздничная жизнь в искусстве IX - XVI вв. - М.: Наука, 1988 4. Дземидок Б. О комическом. - М.: Прогресс, 1974 5. Колесников А. В круге чтения первом // Коммерсантъ. 29.01.2015 6. Колесников А. Выше знамя советского спора // Коммерсантъ. 10.10.2014 7. Колесников А. Незаживающая РАН // Коммерсантъ. 09.12.2014 8. Колесников А. Призрак кризиса бродит по Европе // Коммерсантъ. 09.02.2015 9. Колесников А. С чувством выполненного. Долго // Коммерсантъ. 12.02.2015 10. Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси.

- Л.: Наука, 1984 11. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азъ, 1992 12. Степанов Д. Шут у трона. // Частный корреспондент. 14.05.2012 13. Тулупов В. В. Типы профессионалов в журналистике. // Научный журнал. 15.08.2013 Рецензии: 2.02.2016, 2:30 Рецензия : Авторы статьи раскрыли творческое своеобразие и мастерство журналиста А. Колесникова, опираясь на исследования теоретиков, анализируя тексты журналиста "Коммерсанта". Я рекомендую данную статью к публикации. С уважением -Сауле Барлыбаева 26.02.2016, 10:57 Рецензия :  Статья Марии Строителевой из Южного Федерального Университета "Творческая манера журналиста Андрея Колесникова" заслуживает публикации в журнале, проблематика затронутая автором позволяет не только раскрыть творческий потенциал журналиста - Колесникова, но и демонстрирует основательную научную базу.

Материал изложен четко и логично. В целом статья оставляет позитивное впечатление и я рекомендую данную статью к публикации. Комментарии пользователей:

Комментариев: 0   Просмотров: 34
[rating]
[/rating]

Видео-бонус:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.