Ключевые теги

Реклама

новости партнёров

Архив сайта

Реклама

Сущность и особенности современной аграрной политики России

Добавлено: 18-03-2016, 16:30     Автор: admin     Категория: Работы в Москве

Сущность и особенности современной аграрной политики РоссииРазделы: Размещена 29.02.2016. Последняя правка: 01.03.2016. к. э.н. УДК 338.43.02 В современных условиях развития социально-экономического пространства России огромное внимание уделяется аграрной отрасли. Ведь от уровня ее развития зависит продовольственная обеспеченность населения страны, здоровье нации, и, наконец, продовольственная независимость от внешних условий. Как свидетельствует опыт развития событий на геополитической арене за последний год, Россия является в достаточной мере зависима от продовольственного импорта. Это не может не отражаться на показателях развития отечественной сельскохозяйственной отрасли в целом.

Ведь дешевый продовольственный импорт лишает аграриев в получении дохода, сокращает долю на рынках сбыта продовольствия, и, конечно, снижает уровень конкурентоспособности местной сельхозпродукции. Россия издавна считается аграрной страной и поэтому вопросу формирования и сущности аграрной политики отводится особое место в рамках экономической политики всей страны. Поскольку в историческом плане аграрная политика является базой для формирования и развития общей экономической политики государства. Научная основа аграрной политики базируется на теоретических предпосылках, которые достаточно объективно отражают тенденции развития производственных отношений учетом особенностей их проявления в аграрном секторе  [2, С.39]. Трактовка понятия и сущности аграрной политики сегодня имеет достаточные противоречия в восприятии. Ведь со сменой государственного устройства менялась, трансформировалось и сущность самой аграрной политики. Следует отметить, что с переходом России к рыночным отношениям, изменились методологические подходы к определению сущности аграрной политики.  С начала 90-х гг. с точки зрения научного развития и в практической реализации происходили преобразования аграрной политики, впрочем, как во всей стране в целом. Менялись позиция аграрной политики и сельскохозяйственной отрасли, структура финансирования сельского хозяйства, однако кардинальных изменений в части повышении конкурентоспособности отечественного сельхозпроизводства и самоокупаемости отрасли не произошло.

И лишь начало «санкционной войны» в августе 2014 г., когда оголились все «скрытые» пробелы ведения аграрной политики на протяжении нескольких десятилетий, заставило нас как в научном, так и в практическом отношении задуматься о новом подходе к пониманию сущности аграрной политики  с учетом новых вызовов на экономическом и политическом пространстве [12, С.6]. Согласно официальной методики Организации экономического сотрудничества и развития аграрная политика должна подразделяться на две части: сельскохозяйственная, которая защищает интересы производителей и продовольственная, направленная на защиту потребителей. Такой подход, по нашему мнению,  в условиях глобализирующего рыночного пространства является более приемлемым, поскольку государство должно защищать интересы всех участников рыночных отношений [7].  В России же сложились свои специфические подходы понимания сущности аграрной политики. Так, узкий подход, трактует аграрную политику как систему целей и мероприятий, в первую очередь направленных на развитие сельскохозяйственной отрасли. В данном случае «аграрная политика определяется как деятельность государства и санкционированных им общественно-правовых институтов по формированию культурных, социально-правовых и экономических условий жизни сельского населения» [13, С.10]. В рамках широкого смысла аграрную политику можно рассматривать как совокупность направлений аграрной отрасли, включающей в себя продовольственное обеспечение населения, агропромышленную политику, основанную на разрешении ключевых проблем переработки сырья, реализации готовой сельхозпродукции и развития инфраструктуры отрасли, ну и, конечно, укрепление внешнеторговой аграрной политики, что особенно актуально в условиях членства России в ВТО. Нужно отметить, что мнения ученых относительно содержания аграрной политики разделились. Некоторые придерживаются четкой концепции, что аграрная политика направлена на обеспечение продовольственной безопасности [2,3,6,9,16], другие расширяют это понятие, дополняя его кадровыми вопросами в аграрной сфере, выделяя агрария «как субъекта стратегической целенаправленности аграрной политики» [8, С. 72],  рассматривая в качестве агропродовольственной политики, «направленной на обоснование долгосрочных стратегических мер, которые предстоит проводить в стране по инициативе государства в целях создания условий для эффективного функционирования и развития агропродовольственного сектора экономики» [15, С.6]. Так, Милосердов  В. В. и Милосердов К. В. пишут, что «аграрная политика – это совокупность идей, целей, средств и методов формирования и регулирования отношений между городом и деревней и в самой деревне, а главное – решение продовольственного вопроса» [9, С.14]. Воронин Б. А. также рассматривает аграрную политику через призму продовольственной безопасности страны и утверждает, что «аграрная политика государства – это деятельность органов государственной власти (представительной и исполнительной), направленная на развитие сельского хозяйства, с целью обеспечения населения страны продовольствием и отрасли промышленности сельскохозяйственным сырьем, а также на социальное развитие села» [3, С.48]. А ученый Трясцин М. М. видит государственную аграрную политику как «комплекс мер законодательно-правового, экономического, социального и структурно-институционального характера на успешное развитие аграрных хозяйств: сельских территорий (как стабильно-оптимальное соотношение между объемами производства и реализации агропродукции, между темпами развития социальной и производственной инфраструктурой, объемами продовольственной самообеспеченности и импортом, достигаемых за счет использования в основном собственных конкурентных преимуществ, позволяющих преодолевать риски и проявления отрицательных воздействий бифуркационного характера; стабильное предоставление аграрному предпринимательству условий для нормального функционирования, позволяющего максимизировать доходы муниципальных бюджетов)» [16, С.216].  В 2006 г. был принят ФЗ РФ «О развитии сельского хозяйства», в котором было закреплено нормативное определение государственной аграрной политики и представлены ее базовые цели и принципы. Согласно данного документа «государственная аграрная политика – это составная часть государственной социально-экономической политики, которая направлена на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий» [14]. Таким образом, обобщая выше сказанное, можно утверждать, что аграрная политика есть целостный элемент государственной социально-экономической политика, которая, безусловно направлена на устойчивое развитие селльхозотрасли и села, призванная решать проблемы продовольственной безопасности страны и ее регионов, а во главу угла в процессе реализации аграрной политики поставлен аграрий как непосредственный субъект аграрной политики.

Россия претерпела несколько этапов трансформационных процессов в аграрной сфере, начиная с 1990-х гг. Можно выделить несколько основных из них.  Первый этап формирования аграрной политики начался в 1991 г. в связи со сменой парадигм в экономике, когда аграрная политика была направлена на реорганизацию аграрных отношений, а экономика претерпевала трансформацию к рыночным отношениям. Этот период запомнился разрушением системы государственного распределения сельхозпродукции, снижением общей доходности населения и хозяйствующих субъектов всех отраслей народного хозяйства и усилением диспаритета цен  на сельскохозяйственную и промышленную продукцию [1, С.22]. Первый этап продлился до 1998 г., после которого начался виток аграрных отношений, направленный на их относительную стабилизацию и введение нового курса аграрной политики. Данный период характеризовался приянтие ряда основополагающих нормативных документов, которые внесли ясность в дальнейшее развитие сельскохозяйственной отрасли (Земельный кодекс РФ,  Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года», «Основные направления агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 гг.»). Начало следующего этапа можно считать 2006 г., в связи с реализацией приоритетных национальных проектов в стране. Одним из них был «Развитие АПК», в котором определялись направления развития АПК и необходимые для этого ресурсы. ПНП дал мощный толчок к развитию сельского хозяйства.  А в 2010 г. была принята Доктрина продовольственной безопасности, в которой официально закреплены нормы потребления основных продуктов питания в стране. Начало четвертого этапа, по нашему мнению, в развитии аграрной политик, следует считать август 2014 г. Это период введения санкций странами – членами ЕС и США против России, а с 07.08.2014 г. введение Россией ответных мер – эмбарго, в соответствии с перечнем зарубежных сельхозтоваров, на которые вводятся российские санкции. В санкционный список попали говядина, свинина, фрукты, птица, сыры, овощи из Австралии, Канады, стран-членов Евросоюза, США, Норвегии.

 С этого момента начинается интенсивное наращивание производственных мощностей сельхозотрасли для обеспечения населения отечественными продовольствием. Правительством РФ разработана программа импортозамещения, которая дает возможность масштабного финансирования деятельности сельского хозяйства, включает таможенно-тарифное и нетарифное регулирование [5, С.60]. Спустя полтора года, можно подвести некоторые итоги проводимой политики импортозамещения. Так, согласно официальным данным ввоз продовольствия в страну с 2013 по 2014 гг. снизился с 45 до 26,6 млрд. долл. отечественные производители продовольствия заняли образовавшуюся нишу.

Также по данным Минсельхоза РФ объем сельскохозяйственной продукции увеличился на 40% за последние годы. Сельское хозяйство – единственная отрасль, в которой, несмотря  на общий экономический кризис, наблюдается подъем производства. В 2015 г. Россией было экспортировано сельскохозяйственной продукции на 16 млрд. долл. Также по прогнозам Министерства сельского хозяйства РФ экспорт пшеницы в 2016 г. вырастет на 3%. Так, по данным ФТС, в 2015 г. экспорт из страны был равен 343,4 млрд. долл., что на 31% меньше показателя 2014 г. Но и доля экспорта продовольствия сократилась почти на 15% по сравнению с 2014 г. [10]. Все эти показатели достигнуты благодаря мощной государственной поддержке отрасли и финансовым вливаниям в сельское хозяйство. Однако сегодня трудно предсказать наверняка, сколько будет длиться эмбарго и будет ли возможность реанимировать эффективные экономические отношения с западными партнерами по поставкам продовольствия. И самый животрепещущий вопрос, задаваемый отечественными сельхозтоваропроизводителями: будет ли взят курс на полное самообеспечение населения страны продовольствием собственного производства или повторится история 1998 г., если снимут продовольственное эмбарго.

Несомненно, для России сложившаяся ситуация дает новые возможности перейти на более эффективный уровень формирования аграрных отношений. При этом не стоит забывать, что необходимо не только концентрироваться на самообеспечении продовольствия, но и выходить на новые мировые рынки сбыта. Ведь очень долгое время Россия выступала крупнейшим экспортером сырьевой сельхозпродукции и импортером готового товара. Повышение эффективности реализации программ и мероприятий в аграрном секторе экономики возможно посредством улучшение инвестиционного климата через субсидирование процентной ставки; поддержку кредитной кооперации; субсидирование лизинга; антимонопольное регулирование; а также регулирование тарифов на услуги транспорта и инфраструктуры хранения. Конечно, всю значимость аграрной политики сегодня очень трудно переоценить, поскольку от эффективности ее реализации зависит выполнение социально-экономической функции государства, которая прослеживается в обеспечении общества основными продуктами питания и непродовольственными предметами потребления, изготавливаемыми из сельскохозяйственного сырья. 1. Боговиз А. Особенности формирования и направления аграрной политики России // АПК: экономика, управление. 2014. № 5. С.22–26 2. Буздалов И. Н. Научно обоснованная агарная политика – главное условие обеспечения продовольственной безопасности // Никоновские чтения.

2014. № 19. С. 39–44 3. Воронин Б. А. Аграрная политика Российского государства // Аграрный вестник Урала. 2006. № 4. С.47–50 4. Дикунова М. С. Эффективность государственных расходов на науку.

Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2012. № 6-4. С. 28-30. 5. Дюпина Л. Ф., Дикунова М. С., Бровко А. С. Эмоциональный и интеллектуальный менеджмент: противостояние или сочетание // Новые парадигмы общественного развития: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные тенденции и закономерности: материалы междунар. науч.-практич. конф. Саратов: Изд-во «Академия управления», 2016. С. 60-61. 6. Жахов Н. В. Меры государственной поддержки сельского хозяйства: проблемы и перспективы // в сборнике: Научное обеспечение агропромышленного производства материалы Международной научно-практической конференции.

Курская ГСХА. Курск, 2014. С. 31-33. 7. Жахов Н. В. Почему слабый рубль не поможет аграриям // Актуальные проблемы и инновационная деятельность в агропромышленном производстве: материалы междунар. науч.-практич. конф. Курск: Изд-во КГСХА им. И. И. Иванова.

2015. С. 59. 8. Малоземов С. И. Современная аграрная политика России: определение сущности // Вестник ЧитГУ. 2010. № 8 (65). С.70-75 9. Милосердов В. В., Милосердов К. В. Аграрная политика России – XX век. М.: [б. и.], 2002. 543 с 10. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс].

URL: http://www. mcx. ru /(Дата обращения: 25.02.2015) 11. Найданов Э. Б., Амтагаева А. А. К вопросу об аграрной политике России // Байкальские экономические чтения: Стратегическое управление ресурсами в регионах: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Улан – Удэ: Изд – во ВСГТУ. – 2014. – С.87-89. 12. Найданова Э. Б. Формирование и направления современной аграрной политики России: монография. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2015.

96 с. 13. Новичков В. И., Калашников И. Б., Новичкова В. И. Аграрная политика : учеб. пособие. М. : Маркетинг, 2001. 288 с. 14. О развитии сельского хозяйства [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 29 декабря 2006 г. № 264 – ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.01.2016).

15. Суншев А. А. Агропродовольственная политика: проблемы и пути решения. Ставрополь: Сервис-школа, 2005. 232 с. 16. Трясцин М. М. Стратегия развития АПК в системе устойчивого продовольственного самообеспечения: региональный аспект. М.: Изд-во ГУП «Агропресс». 2008. 414 с. 17. Dikynova M., Dupina L., Polyakov E. Сurrent status and importance of problems of development of information technologies // Development scenarios and alternatives in the modern economy 2nd edition: research articles. Science editor: A. Burkov. San Francisco, California, USA, 2015.

С. 102-105. Рецензии: 29.02.2016, 10:58 Рецензия : интересно в статью добавить цифры по возможному импортозамещению по отдельным товарам. тогда статью можно опубликовать. Комментарии пользователей:

Комментариев: 0   Просмотров: 41
[rating]
[/rating]

Видео-бонус:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
rss
Карта