Ключевые теги

Реклама

новости партнёров

Архив сайта

Реклама

РОЛЬ МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОРОДА

Добавлено: 18-03-2016, 16:30     Автор: admin     Категория: Электронная торговля

РОЛЬ МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОРОДАСтатья опубликована в №27 (ноябрь) 2015 Разделы: Размещена 07.11.2015. Куманеева Мария Константиновна, ассистент кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВПО Кузбасский государственный технический университет УДК 334.78, 352.075 Введение. В современных условиях достижение эффективного функционирования муниципального образования является труднодостижимой задачей без организации взаимодействия органов местного самоуправления и представителей бизнеса, действующих на его территории. Одним из эффективных механизмов решения данной задачи является муниципально-частное партнерство (далее – МЧП). Эта форма взаимодействия государства и частного бизнеса в последнее время становится одним из актуальных и современных направлений взаимовыгодного сотрудничества. Цель данной статьи – исследовать различные аспекты практической реализации МЧП на примере города Кемерово. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи  - проанализированные преимущества использования данного инструмента в контексте реализации государственных, общественных и частных интересов; - представлены особенности реализации проектов в рамках МЧП на примере г. Кемерово; - предложены направления совершенствования взаимодействия в рамках МЧП при реализации проектов в сфере жилищного строительства г. Кемерово.

Материалы и методы. Статистчиеской базой исследования послужили данные официальных источников – Росстата и Кемеровостата, а также научные публикации, учебные пособия и др. Основными методами исследования выступили – методы сравнения, анализа экономчисекой информации, графический метод, статистические методы. Результаты исследования. Законодательно установленного определения термина «муниципально-частное партнерство» в Российской Федерации в настоящее время не существует, однако учеными данный вопрос исследуются достаточного активно. Так, Р. В. Бабун определяет МЧП как «совместное участие муниципальной власти и бизнеса в решении проблем социально-экономического развития муниципального образования» [1, c. 257]. Е. В. Бунавцова и Н. Т. Аврамчикова понимают под МЧП «совокупность договоров, соглашений или контрактов по совместному использованию материальных и нематериальных ресурсов общества (местного самоуправления) и частного сектора (частных предприятий) на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройство и развитие территорий, развитие инженерной и социальной инфраструктур) или оказания общественных услуг (в области образования, здравоохранения, социальной защиты и т. д.)» [2]. Зиннуров И. Ф., Ситнова И. А. трактуют МЧП как «объединение материальных и нематериальных ресурсов местного самоуправления и частного сектора (частных предпринимателей, компаний, предприятий) на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ  или оказания общественных услуг» [3]. Таким образом, несмотря на достаточно большое количество определений МЧП исследователи сходятся в одном: на сегодняшний день МЧП – это один из перспективных и эффективных способов вовлечения частного капитала в развитие экономической сферы муниципального образования. Рассмотрим подробнее преимущества осуществления МЧП для его сторон, а также основные формы его реализации. Преимущества использования инструментов МЧП можно рассмотреть в контексте реализации государственных, общественных и частных интересов. Для органов местного самоуправления они заключаются в следующем: 5) фактические возможности реализации конкретных публичных интересов, которые вне реализации проекта МЧП остались бы не реализованными вообще, в нужном объеме или в необходимые сроки и др. Преимущества МЧП для частного бизнеса заключаются, прежде всего, в возможности осуществлять вложения в низкорисковые проекты.

Несомненным преимуществом является и получение государственных гарантий по банковским кредитам, налоговых льгот и др. Общество в целом также получает преимущества от реализации проектов МЧП, которые выражаются в росте мотивации населения к улучшению качества жизни, которая базируется на повышении доходов населения, создания дополнительных рабочих мест, на развитие культуры в целом благодаря появляющимся дополнительным финансовым ресурсам. Анализ опыта использования инструментов государственно-частного и МЧП показывает, что наиболее приоритетными сферами для развития таких механизмов являются жилищное строительство, транспортная и жилищно-коммунальная сфера, а также здравоохранение и образование [5; 10, c. 8]. Основными формами МЧП являются: аренда, концессионное соглашение, приватизация, договор доверительного управления имуществом, муниципальный контракт. Еще одной формой МЧП является заключение соглашений о социальном партнерстве между администрацией и предприятиями города. Согласно таким соглашениям предприятия выделяют денежные суммы на поддержку социальных программ города, социальное развитие города, благоустройство внутридворовых территорий и т. д. Так, в г. Кемерово в 2012 г. в рамках сотрудничества между органами государственной власти и частными предприятиями было заключено 34 соглашения о социально-экономическом сотрудничестве с крупными компаниями, которые обеспечивают более 50% инвестиций в основной капитал [4]. Подавляющее большинство проектов было реализовано в сфере строительства.

Вместе с тем, реализация МЧП не лишена и ряда проблем, связанных как с нормативно-правовыми аспектами, так и с практической реализацией таких проектов. Так, в настоящее время в г. Кемерово отсутствует инфраструктурное обеспечение проектов МЧП, а это значит, что заключение таких соглашений реализуется по следующей схеме: 1) Составляется проект договора о МЧП, инициаторами которого могут выступать как заинтересованный отдел администрации г. Кемерово, так и само предприятие. 2)  Правовое управление Администрации визирует и принимает к рассмотрению проект. В случае успешного согласования он подписывается главой города. 3) В процессе реализации проекта Администрацией отслеживается движение денежных средств, поступающих от предприятий. Однако данная схема заключения проектов МЧП имеет неупорядоченный характер, что затрудняет эффективное сотрудничество. Во-первых, отсутствует единый координатор заключения подобных соглашений, в качестве которого может выступать, например, орган муниципальной власти, ответственный за сопровождение проектов МЧП, или расширенная рабочая группа с привлечением внешних экспертов.  Во-вторых, отсутствует обратная связь по реализации соглашений, вследствие чего теряется контроль со стороны муниципалитета над реализацией проекта.

В-третьих, отсутствует механизм контроля эффективности реализации проекта, что может привести к снижению эффективности выделяемых средств, конфликту интересов между бизнесом и органом местного самоуправления. Как отмечалось выше, проекты в рамках МЧП реализуются, прежде всего, в сфере жилищного строительства. Основные проблемы, препятствующие реализации проектов жилищного строительства в г. Кемерово, связаны с отсутствием у местной власти необходимых средств на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой, в т. ч. на разработку проектной документации, а также с ограниченностью мощностей существующих инженерных сетей и слишком обременительными для застройщиков условиями присоединения к системам коммунальной инфраструктуры.  Как показывают современные исследования Института экономики города, одной из актуальных проблем, сдерживающих развитие жилищного строительства в г. Кемерово, является большое количество административных процедур на всех этапах строительства многоквартирного жилого дома (Рисунок 1).  Рисунок 1 – Количество административных процедур на отдельных этапах реализации инвестиционного проекта по строительству многоквартирного дома в г. Кемерово, единиц  Как видно из данных рисунка 1, на этапе землеустроительной и градостроительной подготовки число административных процедур в г. Кемерово существенно превосходит среднее значения по обследованным городам.

Это связано с избыточными сложностями получения прав на земельный участок на аукционе или получения градостроительного плана земельного участка. Для сравнения приведем результаты, полученные исследователями по другим городам России (Таблица 1). Как видно из представленных в таблице данных, г. Кемерово «лидирует» по числу административных процедур на таком этапе как  землеустроительная и градостроительная подготовка – число процедур составляет 14.  Этот этап включает в себя получение прав собственности на земельный участок или, в случае, если участок находится в собственности, то получение градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ).  Проведенный в первом квартале 2014 г. опрос руководителей строительных организаций Кемеровской области показал, что основными факторами, ограничивающими строительную деятельность, также являются [7]: - недостаток квалифицированных рабочих (18%) и др. Как видно из результатов опроса, недостаток финансирования признается одной из весомых проблем сферы жилищного строительства. Увеличение доли заемного капитала в финансировании строительных работ приводит к увеличению средневзвешенной цены капитала. Цена заемного капитала оказывает влияние не только на цену предлагаемого жилья, но также на возможность разработки оптимальных сетевых графиков в строительной отрасли (параллельного возведения нескольких объектов) и на качество приобретаемых ресурсов и осуществляемых работ. Обращаясь к практике г. Кемерово, необходимо отметить, что в настоящее время отсутствует нормативно-правовая база для МЧП, однако в области есть примеры ее использования. Так, в ноябре 2013 г. утверждено «Положение об основах муниципально-частного партнерства в Новокузнецком городском округе». Поэтому первым шагом должна стать разработка законодательства о МЧП на муниципальном уровне.

Таким образом, в качестве развития муниципального законодательства г. Кемерово предлагается сформировать правовую основу муниципально-частного партнерства и, в частности, в отношении жилищного строительства, установить следующие обязательства партнеров по соглашению о МЧП. Со стороны Администрации г. Кемерово возможно оказание различных форм поддержки, в частности: -предоставление субсидий (компенсаций) частному партнеру на полное или частичное возмещение затрат на погашение кредитов (процентов), привлеченных для комплексного освоения территории; -  оказание частному партнеру консультационной и информационной поддержки, в том числе при взаимодействии с ресурсоснабжающими организациями. Как показали результаты исследования, в настоящее время заключение проектов МЧП в г. Кемерово носит несистемный характер. Одной из главных причин этого, по мнению автора, является отсутствие единого координатора заключения подобных соглашений, в результате чего теряется обратная связь при реализации проектов. Для решения этой проблемы предлагается создать функциональный орган – Отдел содействия развитию муниципально-частного партнерства – в структуре Управления экономическим развитием Администрации г. Кемерово. В настоящее время в структуре городской администрации отсутствуют подобные органы и, соответственно, наблюдается разрозненность заключения договоров между различными структурными подразделениями. Предлагаемая к использованию структура представлена на рисунке 2. Рисунок 2 – г. Кемерово  Поскольку жилищное  строительство является, прежде всего, инвестиционной деятельностью, то Отдел содействия муниципально-частному партнерству предполагается создать в структуре Управления экономическим развитием, отвечающим, в частности, за формирование и реализацию инвестиционной политики г. Кемерово. Специфика реализации проектов МЧП требует отдельной регламентации и сопровождения, самостоятельных дискуссионной и экспертной площадок, поэтому основной целью Отдела должна стать консолидация усилий частного бизнеса и муниципальных органов власти в целях создания благоприятных условий реализации МЧП в приоритетных для экономики города сферах.

Заключение. Одним из механизмов решения социально значимых задач в развитии города является МЧП – особый организационный альянс местной власти и част­ного бизнеса. Как показывает опыт многих городов страны, использующих данный механизм, он несет в себе множество преимуществ как для городского развития, так и для местных предприятий-инвесторов. Вместе с тем, существует и ряд проблем, сдерживающих дальнейшее развитие МЧП: отсутствие нормативно-правовой базы в сфере МЧП, финансовые проблемы, низкая степень взаимодействия власти и бизнеса.

Решение данных проблем должно стать важнейшим шагом к масштабному применению удачных практик МЧП в городах России. 1. Бабун Р. В. Организация муниципального управления: учеб. пос. Стандарт третьего поколения. / Р. В. Бабун. – СПб.: Питер, 2012. – 336с. 2. Бунавцова Е. В. Направления совершенствования механизмов муниципально-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов / Е. В. Бунавцова, Н. Т. Аврамчикова // Молодежь и наука: сборник материалов IХ Всероссийской научно-технической конференции. [Электронный ресурс]. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2013.

- Режим доступа: http://conf. sfu-kras. ru/sites/mn2013/section012.html. 3. Зиннуров И. Ф. Инвестиционная активность муниципальных властей как фактор территориального развития (на примере республики Башкортостан) / И. Ф. Зиннуров, И. А. Ситнова // Региональная экономика: тео-рия и практика. 2008. №8 (65). С. 20-23. 4. Информация о государственной политике Кемеровской области в сфере государственно-частного партнерства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://archiv. council.

gov. ru/kom_home/ccf_fedst/files/download/Kemerovskaya_gchp. pdf. 5. Лапин А. Е. К вопросу о формировании муниципально-частного партнерства в РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka. ru/article/n/k-voprosu-o-formirovanii-munitsipalno-chastnogo-partnerstva-v-rf. 6. Мониторинг и оценка административных барьеров в жилищном строительстве [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www. google. ru/url? sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CB4QFjAA&url=http%3A%2F%2Fwww. urbaneconomics. ru%2Fdownload.

php%3Fdl_id%3D3715. 7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. gks. ru/. 8. Сазонов В. Е. Государственно-частное партнерство в России и за рубежом: административно-правовое исследование. – Авторeфeрат диссeртации на соисканиe учeной стeпeни д. ю. н.: 12.00.14 / В. Е. Сазонов.– Москва, 2013. 57 с. 9. Сборник материалов международного форума «Государственно-частное партнерство: развитие местной инфраструктуры» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. e-gorod.

ru/documents/meropr/2008_12_03_doklad_mag/2010/Assembl_add. doc. 10. Тулупова И. Н. Организация муниципально-частного партнерства в г. Новокузнецке / И. Н. Тулупова // IX Межрегиональная научно-практическая конференция студентов и ас пирантов, 10 апр. 2009 г. – Новокузнецк, 2009.– 183 с. Рецензии: 7.11.2015, 21:57 Рецензия : считаю возможным рекомендовать статью к публикации. 9.11.2015, 15:41 Рецензия : Статья представляет интерес, рекомендуется к публикации Комментарии пользователей:

Комментариев: 0   Просмотров: 36
[rating]
[/rating]

Видео-бонус:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
rss
Карта