Ключевые теги

Реклама

новости партнёров

Архив сайта

Реклама

Исполнение государственного бюджета Республики Беларусь

Добавлено: 18-03-2016, 16:30     Автор: admin     Категория: Крупные потребители

Исполнение государственного бюджета Республики БеларусьСтатья опубликована в №26 (октябрь) 2015 Разделы: Размещена 31.10.2015. Научный руководитель: Ливенский Валентин Михайлович, кандидат географических наук, доцент, кафедра финансов, Полесский государственный университет УДК 336.14   Данная тема является весьма актуальной, так как рассмотрение и изучение государственного бюджета является одной из важных задач в Республике Беларусь. Также актуальной является проблема дефицита государственного бюджета в условиях углубления экономических реформ и кризисных явлений, которая приобретает большое значение в связи с необходимостью поиска теоретических и практических путей, направленных на стабилизацию и развитие экономики Республики Беларуси.   Образование и использование средств соответствующих бюджетов материализуются в таких категориях, как доходы и расходы. Одной из важнейших целей финансовых органов, связанных с построением и применением бюджетной классификации является учет, классификация доходов и расходов, а при недостаточности средств бюджета – источников его финансирования. В Республике Беларусь существует ряд особенностей, требующих оперативного решения, к числу которых относятся аспекты, касающиеся существования и функционирования бюджетных отношений в государстве. В первую очередь это дефицит (превышение расходов бюджета над его доходами) и профицит (превышение доходов бюджета над его расходами) бюджета, исполнение госбюджета, финансирование государственного долга [2].   На основании вышеизложенного необходимо рассмотреть причину возникновения бюджетного дефицита, который кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов относительного увеличения расходов. Основными источниками финансирования дефицита консолидированного бюджета являются поступления от продажи государственной собственности, средства банков и внешние заимствования белорусского правительства.

Таким образом, несбалансированность сектора государственных финансов Республики Беларусь требует привлечения значительного объема внешних заимствований [5, c. 230-231]. Рассмотрев, процесс бюджетного планирования за время, можно увидеть динамику, а также  в дальнейшем найти пути решения поставленной проблемы, данные по которой представлены в таблице 1.  На основании полученных данных таблицы видим, что максимальный дефицит консолидированного бюджета получен в 2010 году -2,6% ВВП, но в 2011 г. с помощью девальвационно-инфляционной спирали уже был зафиксирован профицит в 2,1% ВВП, что обеспечивается и за счет урезания финансирования государственных программ на 50%.  По сравнению с первоначальным вариантом, в абсолютном выражении льготное финансирование госпрограмм в 2011 г. сократилось примерно на 14,5 трлн. руб. В остальные годы баланс варьировался: от дефицита в 2009 году в размере -0,7% к ВВП  и до профицита в 2012 году в размере 0,5% к ВВП, где  причинами явились рост зарплаты и объемы директивного кредитования, которые по-прежнему слишком велики. На 2015 год  предусмотрен профицит республиканского бюджета в сумме 15 701 млрд. рублей или 1,8% к ВВП [4]. Можем заметить, что в консолидированном бюджете Республики Беларусь наблюдается дефицит бюджета, однако наша страна не является исключением.

Например, по сравнению с Республикой Беларусь в Российской Федерации дефицитными были 2009, 2010, 2012 и 2013 годы, размер дефицита составил 5,9%, 3,91%, 0,06% и 0,48% к ВВП соответственно (таблица 2).  Одной и самых главных причин дефицита федерального бюджета Российской Федерации в 2009 году многие считают мировой финансовый кризис. В этом же году наблюдалось усиление инфляционного давления с одной стороны, и быстрое наращивание внешних заимствований – с другой. В 2011-2014 годах сохранилась тенденция снижения нефтегазовых доходов, использования средств Резервного фонда и фонда национального благосостояния для финансирования дефицита федерального бюджета. В 2016 году прогнозируется снижение доходов федерального бюджета до 18,3% ВВП. Причиной, прежде всего, является предполагаемое снижение нефтегазовых доходов.

И поэтому в будущем расходы будут оптимизированы, а ресурсы перераспределены на наиболее приоритетные задачи, а именно на финансовое обеспечение пенсионной системы и выполнение обязательств государства [1]. Бюджетный дефицит характерен и для большинства развитых стран. 2013 год с профицитом бюджета смогли закончить такие страны как Германия, Норвегия, Азербайджан, Южная Корея, Перу, Бразилия. Наибольший дефицит бюджета в денежном эквиваленте у Соединенных Штатов Америки - 668 млрд. долларов, а в отношении к ВВП, самая худшая ситуация у Японии - дефицит составил 8.75% от ВВП. Среди европейских стран, набольший процент дефицита у Испании - 6.05%, а в среднем ведущие страны Евросоюза имеют дефицит равный 4.32% от ВВП, что в принципе допустимо.

Для решения ранее выявленной проблемы в Республике Беларусь предлагает проведение ряда мероприятий, способствующих ее устранению либо сведению до минимума. К таким мероприятиям можно отнести: 1) повышение эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов; 2) развитие и укрепление рыночных отношений, проведение рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности, имея в виду, что рациональное сокращение сферы государственной экономики позволит сократить бюджетное финансирование; 3) расширение круга плательщиков, что должно осуществляться одновременно с улучшением налогового законодательства и развития территориально-регионального хозрасчета; 4) совершенствование оптимизации объема и реструктуризации расходов государственного бюджета в целом и прежде всего направляемых в реальный сектор экономики [3]. Для решения проблемы дефицита бюджета также необходима концентрация всех имеющихся в государстве ресурсов и принятие решений по данным вопросам совместными усилиями, что даст возможность добиться максимального эффекта и в макроэкономическом масштабе. В ближайшее будущее ожидается, что правительство будет вынуждено несколько сократить финансирование инвестиционной программы и текущих трансфертов, потому что основными направлениями для сектора государственных финансов будут являться: повышение устойчивости и конкурентоспособности национальной экономики, гарантированное исполнение финансовых обязательств бюджета перед внешними и внутренними кредиторами, сохранение качества бюджетных услуг и социальная защита уязвимых категорий населения. 1. Дефицит государственного бюджета России / РГЭУ (РИНХ); науч. ред. А. Ю. Соболева. - Ростов-на-Дону, 2015. 2. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Проблемы госбюджета. Дискуссионные вопросы. – Минск, 2015.

– Режим доступа: http://student. zoomru. ru/ekonom/gosudarstvennyj-bjudzhet-respubliki-belarus/26306.199085.s3.html. – Дата доступа: 15.10.2015; 3. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Закон «О республиканском бюджете» / Правовой портал Республики Беларусь. – Минск, 2015. – Режим доступа: www. pravo. by. – Дата доступа: 16.10.2015.

4. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2015. – Режим доступа: http://belstat. gov. by/. – Дата доступа: 26.10.2015.

5. Сорокина Т. В. Государственный бюджет: учебное пособие / Т. В. Сорокина. – Минск, БГЭУ, 2012 – 289 с. Рецензии: 31.10.2015, 19:37 Рецензия : статья студентки Мосевич Наталья Викторовна может быть опубликована. в ней кратка дана уть проблемы, представлен современный иллюстративный материал, представлены выводы. 31.10.2015, 19:38 Рецензия 3.11.2015, 12:20 Рецензия Комментарии пользователей:

Комментариев: 0   Просмотров: 42
[rating]
[/rating]

Видео-бонус:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Карта